8 800 100 97 66
Бесплатный звонок по России:
+7 (343) 227 97 06
Ваш город:Екатеринбург
Выберите город:
Екатеринбург
Владивосток

Деловая репутация предпринимателя как объект правовой защиты

05 августа 2019



Как известно, репутация играет весьма важную роль в жизни современного общества: покупатели выбирают продавца, заказчики делают выбор в пользу подрядчика, а избиратели – в пользу того или иного кандидата, как правило, лишь предварительно оценив его репутационный имидж. В этой связи очевидно, что любое «пятно» на репутации напрямую приведет к негативным последствиям для ее носителя, которые могут проявиться, например, в потере клиентов, возникновении убытков, неполучении желаемого мандата. Однако мало кто знает, что конкретно представляет собой эта самая репутация. В свою очередь, ответ на данный вопрос имеет большую практическую значимость.

Следует начать с того, что действующее законодательство РФ не содержит понятия «репутация» как такового – говорится лишь о деловой репутации, которая в соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ относится к числу охраняемых законом нематериальных благ. Кроме того, защите деловой репутации наряду с честью и достоинством специально посвящена ст. 152 ГК РФ. При этом закон не содержит легальных определений данных понятий.

Несмотря на это, под деловой репутацией, как правило, понимают некое обобщенное представление о деловых качествах, деловом поведении и деятельности какого-либо лица (физического или юридического) в сфере общественно-экономического оборота. При этом для физического лица не обязательна регистрация его в качестве ИП; достаточно, чтобы он осуществлял какую-либо хозяйственную, политическую или иную социально-значимую деятельность, которая позволяла бы оценить ее достоинства и недостатки извне (внешне) другими лицами.

Стоит заметить, что существует принципиальное отличие деловой репутации от родственных понятий чести и достоинства. Так, под честью понимается аналогичное обобщенное представление общества о каком-либо человеке, однако напрямую не связанное с его родом деятельности и деловыми качествами, а характеризующее нравственную сторону его поведения; под достоинством – внутренняя самооценка человека преимущественно с позиций его места в жизни общества. При этом физическому лицу всегда свойственны честь и достоинство, однако деловая репутация может возникнуть лишь при осуществлении им какой-либо социально-значимой деятельности. В свою очередь, юридическое лицо может обладать только деловой репутацией (п. 11 ст. 152 ГК РФ).

Защита чести, достоинства и деловой репутации возможна при условии, если какое-либо лицо распространит в отношении потерпевшего не соответствующие действительности порочащие сведения. Что понимать под распространением сведений, их порочащим характером и несоответствием их действительности нам говорит п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

В настоящей статье мы не будем подробно раскрывать весь механизм защиты деловой репутации, однако обратим внимание читателя на то, что на сегодняшний день ни в законодательных актах, ни в судебной практике, ни в доктринальных источниках не выработан единый подход к решению проблем о моменте возникновения деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, а также ее видах (уровнях). Следует подчеркнуть, для организаций эти проблемы являются наиболее актуальными.
Так, в российской судебной практике в последние годы выработался подход, согласно которому компенсация репутационного вреда организации при умалении ее деловой репутации возможна только при условии доказанности истцом: 1) наличия сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений (промышленности, бизнесе, услугах, образовании и т.д.); 2) наступления для него неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений; 3) факта утраты доверия к его репутации или его снижения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)).

Более того, можно встретить примеры дел, когда суды отказывали в удовлетворении заявленных истцом требований о защите деловой репутации ввиду того, что, по мнению суда, только положительная (позитивная) деловая репутация может являться объектом правовой защиты. Соответственно, при «нулевой» или отрицательной репутации такая защита невозможна (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2018 по делу № А56-68012/2017).

Данные правовые позиции судов являются далеко не бесспорными, однако с ними следует считаться для успешной защиты своей деловой репутации. Естественно, в таких условиях лицу, в отношении которого были распространены порочащие сведения, необходима квалифицированная юридическая помощь.

Специалисты BENEFACTUM всегда готовы защитить Вашу репутацию в суде!