8 800 100 97 66
Бесплатный звонок по России:
+7(343)2279706
Ваш город:Екатеринбург
Выберите город:
Екатеринбург
Владивосток

Взыскано 997 700 рублей неустойки за просрочку исполнения обязательств и судебных расходов

Предыстория

Наш клиент, организация, поставляющая вагоны для перевозки грузов, пригнала по заявке Ответчика на железнодорожную станцию Алтайская 5 вагонов для перевозки рапса.
По договору Ответчик должен был погрузить и отправить вагоны в течение 3 дней с даты прибытия их на станцию, но вагоны простояли на станции больше 3 месяцев.
В течение этих трех месяцев клиент неоднократно обращался к Ответчику, писал, звонил, просил отправить вагоны как можно быстрее, но клиент не торопился отправлять вагоны.

Разумеется, в деле были свои сложности:
Во-первых, Ответчик не отправлял вагоны не просто так. Задержка произошла поскольку в это время действовал запрет ОАО РЖД на отправку вагонов, груженных рапсом. И под этот запрет попали и вагоны, предоставленные Ответчиком. Запреты РЖД по Уставу железнодорожного транспорта практически признаются форс-мажором, то есть, по сути являются теми самыми обстоятельствами непреодолимой силы, о которых говорит часть 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, договор, заключенный между Клиентом и Ответчиком имел ряд недостатков, за который Ответчик и начал цепляться. В частности, сроки разгрузки в 3 дня были сформулированы следующим образом: "обеспечивать нормативные сроки разгрузки Собственных вагонов". Ответчик вцепился в термин "собственные" мёртвой хваткой.

Задача

Клиенту нужно было вернуть свои вагоны и получить как можно больше неустойки с Ответчика.
При этом нужно было обойти сложности: форс-мажор, с которым связано неисполнение обязательств Ответчиком, а также некорректные формулировки договора, которые Ответчик старался трактовать в свою пользу.

Решение

Как мы боролись со сложностями?

Судя по телеграмме, запрет начал действовать с 09.01.2018, а вагоны были предоставлены 24.12.2017.
Учитывая, что по договору срок погрузки вагонов 3 дня, значит Ответчик должен был погрузить и отправить вагоны в срок до 27.12.2017 включительно, но н этого не сделал, подготовил их к отправке уже после новогодних праздников, когда уже начал действовать запрет.
Статья 405 ГК РФ. Просрочка должника
1. Должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.

Используя данную статью, мы убедили суд, что Ответчик, не отправив вагоны в трехдневный срок, лишается права ссылаться на форс-мажор, поскольку именно он отвечает за все последствия невозможности исполнения, наступившие за время просрочки.

Ссылаясь на 431 ГК РФ, Ответчик заявил, что слово "собственные" значит, что эти вагоны должен находиться в собственности Истца (или Ответчика), а указанные вагоны принадлежали третьему лицу, а значит условие о трехдневном сроке к ним неприменимо.
Статья 431. Толкование договора
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Чтобы опровергнуть данный аргумент, мы использовали слова Ответчика против него самого.
"- Значит, применяете 431 ГК РФ, да? А в чьей все же собственности должен находиться вагон?
- Истца или Ответчика.
- А в договоре это указано?
- Нет, это следует из содержания договора
- Подождите, но Вы сами ссылаетесь на 431 ГК РФ и говорите о буквальном толковании договора. Буквально в договоре указано в чьей собственности должен быть вагон?
- Нет
- То есть он может быть в собственности третьего лица?
- ...
- Да или нет?
-...

- Определение термина «собственный вагон» закреплено в тарифной политике железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств, широко используется в нормативно-правовых актах в сфере железнодорожного транспорта и во всех случаях подразумевает под собой вагон, который не находится на праве собственности у Перевозчика, а принадлежит на праве собственности любому другому физическому или юридическому лицу."

Выдержки из нормативно-правовых актов:
- Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении 2011 г.
«…вагоны приватные (собственные) - грузовые вагоны, принадлежащие физическому или юридическому лицу (кроме железной дороги) на правах собственности и приписанные к одной из железных дорог;…»
- Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении 2018 г.
«3.2.2. Плата за перевозку с припортовых станций и станций примыкания железных дорог разной ширины колеи приватного (не принадлежащего перевозчику) порожнего вагона из-под выгрузки транзитного груза на станции железной дороги отправления вагона с грузом определяется по правилам настоящей Тарифной политики…»
- Постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»
«…1.6. Тарифы включают: платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом РЖД;»
- Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом»
«…X. Особенности заполнения перевозочных документов при оформлении перевозки собственных порожних вагонов…10.1….В графе "Грузоотправитель" указывается полное наименование отправителя (владелец вагона, грузополучатель, направляющий собственный порожний вагон на пропарку, промывку или ветеринарно-санитарную обработку) и его код ОКПО (если имеется), в скобках - код присвоенный, перевозчиком отправителю…»
- Распоряжение ОАО "РЖД" от 01.12.2015 N 2829р «Типовой технологический процесс работы грузовой и межгосударственной передаточной станции ОАО "РЖД»
«…6.2.5. Выдача порожних собственных вагонов
Подпункт заполняется при выполнении в местах общего пользования станции операций по погрузке грузов в вагоны, включая иностранные ТСМП, средствами грузоотправителей (т.е. заполнен пункт 6.2.2 настоящего Типового технологического процесса). В противном случае указывается "Выдача порожних собственных вагонов получателям в местах общего пользования станции не производится…»

В результате:
Ответчик вернул вагоны
Взыскано с Ответчика 782 500 руб. 00 коп. штрафной платы за простой вагонов
Взыскано с Ответчика 117 216 руб. 00 коп. убытков на расходы по разгрузке вагонов
Взыскано с Ответчика 20 984 руб. 32 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска
Взыскано 77 000 рублей на оплату услуг юристов
Решение суда первой инстанции устояло в суде апелляционной инстанции и вступило в силу.

Ссылка на дело: http://kad.arbitr.ru/Card/336ad34c-a508-4f8b-9be1-ea7ec66c8224

Решил
Страшнов Артем
Страшнов Артем
Оставить заявку