8 800 100 97 66
Бесплатный звонок по России:
+7 (343) 227 97 06
Ваш город:Екатеринбург
Выберите город:
Екатеринбург
Владивосток

Коронавирус и режим чрезвычайной ситуации

08 апреля 2020

Кадр из фильма Заражение, 2011г.

На данный момент ситуация в стране действительно развивается не по самому благоприятному сценарию. В связи с пандемией коронавируса малый и средний бизнес претерпевают тяжелые времена. Следует разобраться, так ли необходим сейчас режим ЧС и какие плюсы и минусы он сулит для работодателей и работников.
 

Что же понимается под «чрезвычайной ситуацией»?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Как видно из определения, на практике коронавирус - чрезвычайная ситуация, однако на территории РФ режим ЧС не введен.

На данный момент на официальном сайте системы обеспечения законодательства размещен Законопроект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV).

По последней информации закон одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации.
Вот небольшая сводка основных положений законопроекта касательно коронавируса:

  • Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации (координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) правом на введение режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также правом на установление обязательных для исполнения правил поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

  • Наделение Правительства Российской Федерации правом в случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, на установление ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями по перечню, который также предполагается устанавливать решением Правительства Российской Федерации.

  • Предлагается установить возможность изменения срока исполнения контракта в случае, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства.

  • Также законопроектом предусмотрено списание суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением повой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.

  • Законопроектом в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. No 1Э2-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" вводится новая статья, которой предусматривается возможность изменения сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению Правительства Российской Федерации по каждой "закрытой стране.

Таким образом, указанный законопроект подготавливает «почву» для введения режима ЧС на территории Российской Федерации. Во многом, он повторяет многочисленные послания правительства, которые были ранее опубликованы.
Так, законопроект установит введение моратория на возбуждение дел о банкротстве на законодательном уровне, снова на первый план выводится поддержка туристического бизнеса.

Помимо прочего, важным аспектом для среднего бизнеса будет дополнение о изменении срока исполнения обязательства контрагентом, а также о штрафных санкциях в данном случае.

Однако ограничение на продажу оптовой и розничной медицинской продукции ударит по бизнесу, на этот раз - фармацевтическому. Сложности от таких ограничений могут также получить и потребители, особенно, с хроническими заболеваниями в такой опасный период.

Если же разобрать закон до принятия в него изменений, безусловно, важна будет ст. 18, согласно которой граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Однако механизм возмещения ущерба, предмет доказывания ущерба, причиненного пандемией, не разъяснен, от чего возникает вопрос: Будет ли (а если и будет, то за счет каких средств) возмещаться ущерб, причиненный бизнесу, работникам, потерявшим заработок из-за кризиса? Ведь на данный момент практически вся сфера развлечений буквально рушится на глазах, и каким образом государство будет восстанавливать ее (помимо предоставления налоговой отсрочки) - неясно.

Пока однозначного ответа на вопрос «А введут ли режим ЧС и насколько это ударит по бизнесу и населению?» нет, однако, уже ясно, что в ближайшее время данный вопрос будет подниматься неоднократно.