8 800 100 97 66
Бесплатный звонок по России:
+7 (343) 227 97 06
Ваш город:Екатеринбург
Выберите город:
Екатеринбург

Публикация в Деловом квартале: проверяем контрагента

17 сентября 2018

юрист валдеев денис

Ссылка на публикации в Деловом Квартале. Автор - Денис Валдеев.


Проверяем контрагента перед сделкой. Четыре простых шага, которые обезопасят ваш бизнес

Нашли компанию, заключили договор, внесли предоплату, и не увидели ни денег, ни товара? К сожалению, сегодня это - не редкая ситуация. Как предотвратить подобное рассказал читателям Делового квартала управляющий партнер юридической компании «Бенефактум» Денис Валдеев.

Сегодня выбор партнеров по сделке можно сравнить с игрой «Сапёр»: здесь каждый шаг чреват негативными последствиями. И риски многократно возрастают, если при заключении договора вы не проверили должным образом надежность контрагента. Неосмотрительный выбор партнера может спровоцировать неприятные вопросы у налогового инспектора (а потом и проверки, штрафы), вам грозит потеря времени, денег и нервов, а порой – и бизнеса. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

Рассмотрим стандартную ситуацию: фирма нашла в интернете сайт с интересующим товаром, связалась по телефону с менеджером, дистанционно заключила договор, внесла предоплату и… тишина. Деньги ушли, товар не пришел, а менеджер перестал брать телефонную трубку. Разумеется, исключить такую ситуацию на 100% невозможно, но комплексная проверка контрагентов значительно минимизирует риски при заключении сделки.

С учетом большого количества источников информации такая проверка не займет много времени. Единой методики ее проведения нет, но существует ряд правил, которым мы бы советовали следовать.

Во-первых, в обязательном порядке необходимо получить учредительные документы: устав, приказ о назначении директора, свидетельство о государственной регистрации или лист записи о внесении сведений в ЕГРЮЛ, лицензию при наличии. Их можно запросить у самого контрагента или частично получить с помощью общедоступных сервисов - например, «Проверь себя и контрагента» на сайте ФНС. Эти документы покажут, как давно существует организация, действует ли она в настоящее время, кто является участниками организации, лицом, принимающим решения, каков размер уставного капитала.

Не лишним будет также заглянуть на порталы «Федресурс» и «Вестник государственной регистрации», чтобы убедиться, что организация не находится в процессе исключения из ЕГРЮЛ, ликвидации или банкротства.

Во-вторых, необходимо осведомиться о финансовом положении организации. Безусловно, лучше всего получить данные о бухгалтерской отчетности непосредственно у контрагента, но если это нереально, можно воспользоваться одним из широко распространенных платных сервисов. Кроме того, имеется возможность получить информацию о наличии задолженности по оплате налогов и сборов (сайт ФНС), судебных дел (сервис «Картотека арбитражных дел»), исполнительных производств (сайт ФССП), а также заключенных госконтрактах (Портал закупок).

Анализ собранных данных поможет оценить финансовые риски при заключении сделки. Кроме того, сопоставив учредительные документы и финансовые активы организации, вы можете обнаружить дополнительные препятствия заключению договора, например, необходимость получения согласия органов управления на совершение крупной сделки в хозяйственных обществах.

В-третьих, необходимо провести правовой анализ договора на предмет наличия в нем подводных камней. Так, если со стороны контрагента договор подписывает не исполнительный орган, а лицо, действующее по доверенности, стоит запросить саму доверенность, проверить наличие полномочий. Важно убедиться, что лицо, выдавшее доверенность, имеет на это право и в курсе сути заключаемой сделки.

Также стоит внимательнее отнестись к процедурным моментам – когда и в какой очередности осуществляется исполнение, прописана ли предоплата и в каком размере. Вариант со стопроцентной предоплатой чреват отсутствием даже минимального исполнения и является более рискованным, нежели поэтапная оплата по факту исполнения второй стороной своих обязательств.

В-четвертых, важно собрать данные о деловой репутации контрагента. Полезной может быть любая информация - отзывы клиентов в интернете, сведения, полученные по запросу в поисковых системах, посещение офиса и личное общение с руководством или сотрудниками, осмотр производственных мощностей и помещений. Кроме того, постоянно увеличивается количество доступных сервисов проверки – адреса «массовой регистрации», список руководителей и учредителей (участников) нескольких юридических лиц, черный список ФНС (все – сервисы ФНС), список недобросовестных поставщиков (Портал закупок) и иные.

Любая сделка сопровождается огромным количеством рисков, и важно заранее их выявить, проанализировав всю доступную информацию. Имея на руках юридическое заключение до подписания договора с потенциальным контрагентом, можно смоделировать самые негативные сценарии на бумаге. Практика показывает, что проверка контрагента, в среднем, снижает количество споров по сделкам более чем на 50%. Такая профилактика представляется более рациональной, чем попытки «тушения уже возникшего пожара».